«Город в деревню превращают — ни заводов, ни работы»

Жители Бугульмы обеспокоены судьбой местного института «Татнефти».

Петицию в адрес президента России Владимира Путина с громким названием «Судьба города и института «ТатНИПИнефть» в ваших руках» подписало уже более 2,8 тысячи жителей Бугульмы. Автор документа просит главу государства обратить внимание на проблемы города в Татарстане с населением около 85 тысяч жителей.

Причиной стали взволновавшие горожан слухи о решении генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова перевести порядка 100 сотрудников местного института «ТатНИПИнефть» в другое образовательное учреждение — Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ). По словам автора, подобная перестановка уже инициирована, о ней официально объявлено в марте 2019 года.

«В перспективе планируется перевод в Альметьевск еще двух-трех отделов института. В качестве подтверждения этой информации в Альметьевске строится здание. В конечном итоге данная реорганизация с высокой вероятностью приведет к полной ликвидации института в Бугульме», — резюмирует создатель петиции.

Сейчас в вузе работает 942 сотрудника, из которых 13 докторов и 65 кандидатов наук. Треть персонала — молодые ученые в возрасте до 33 лет. Решение о переводе бугульминцы называют «необоснованным, контрпродуктивным, вредным и в корне неверным». Горожане довольно негативно восприняли подобную новость.

— Из города деревню делают — ни заводов, ни работы, еще и НИПИ переводят, — возмущается местный житель Андрей Сремонтов.

— Категорически против перевода сотрудников. Это будет началом конца «ТатНИПИнефти» в Бугульме. Сколько можно разрушать наш город? — вторит ему Владимир Хватов.

С момента публикации петиции прошло уже около двух недель, но никаких официальных заявлений ни со стороны института, ни от компании «Татнефть», ни от администрации города пока не прозвучало. Стоит, однако, отметить, что подобные панические заявления о ликвидации вуза со стороны горожан слышатся не впервые.

В сентябре 2017 года тот же «Иван Иванов», выступивший автором последней петиции, публиковал аналогичный документ. Горожанин писал, что перевод института в другой город — прихоть генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова. В результате подобных рокировок Бугульма «еще больше обнищает», а «Альметьевск пополнится очередными престижными рабочими местами».

На то сообщение пресс-служба «Татнефти» ответила. Представители компании тогда уверяли, что опубликованная петиция «основана скорее на слухах и домыслах, чем на проверенной информации».

— Планов по переводу «ТатНИПИнефти» из Бугульмы в Альметьевск у нас нет. Институт по-прежнему был и остается важным звеном в стратегии формирования научно-технического потенциала нашей компании. И перед бугульминским институтом, и перед альметьевским мы ставим амбициозные цели — поднять нефтяную науку, технологии, образование на новый, более качественный уровень, — приводила пресс-служба слова Маганова.

Тогда же глава «Татнефти» упоминал Высшую нефтяную школу, «где новое поколение специалистов, системно и последовательно, на научной основе, будет помогать модернизировать нефтегазовую, нефтеперерабатывающую промышленность, внедрять инновационные, энергоэффективные технологии, развивать цифровизацию». Маганов выражал уверенность в том, что «другого пути нет» и только такие методы позволят компании конкурировать на мировых рынках и оставаться основой экономической стабильности Татарстана.

Создать ВНШ руководству «Татнефти» и АГНИ поручили около года назад. В Альметьевске уже довольно продолжительное время собирают различные научные центры — в 2017 году из Казани перевели Лабораторию фильтрационных исследований, а саму нефтяную школу предполагалось создавать на базе республиканского центра инжиниринга «ХимТех», который так же перевели из столицы республики и перепрофилировали в лабораторию по прикладной химии. Буквально неделю назад Маганов рассказал, что в ближайшие два-три года для ВНШ планируют построить кампус на 47 тысяч квадратных метров. В настоящий момент разработана документация и определена подрядная организация.

За несколько дней до появления петиции жителей Бугульмы в АГНИ в рамках реализации стратегии развития Высшей нефтяной школы анонсировали запуск программы кадрового резерва.

— Наличие кадрового резерва АГНИ позволит организовать подготовку специалистов и руководителей, включенных в кадровый резерв, создать условия для закрепления молодых талантливых ученых, педагогов и управленцев в институте, а также использовать потенциал подготовленного резерва кадров на различных направлениях и уровнях работы, — говорилось в сообщении. 

Другими словами, в институте уже начали готовить персонал для новой структуры. Согласно опубликованной на сайте АГНИ презентации, итоговый состав резерва будет определен к июню 2019 года, а реализация программы развития продлится до 2021 года. Судя по всему, нацелились в Высшей школе на молодых и перспективных специалистов — в требованиях к кандидатам максимальный возраст до 45 лет.

Будет ли на фоне концентрации «умов и талантов» в Альметьевске действительно ликвидирован бугульминский институт — вопрос открытый. При большом желании «Татнефть» может себе позволить подобный шаг. Вуз не является муниципальным или государственным образовательным учреждением, а только структурным подразделением компании, что дает руководству «Татнефти» право распоряжаться его дальнейшей судьбой так, как наиболее выгодно акционерному обществу.

В августе 2018 года ПАО уже официально заявило о масштабной реструктуризации, которая коснется порядка 15 тысяч сотрудников. В компании тогда отмечали, что сокращать персонал не планируют, но, вероятнее всего, будут уменьшать ставки. Сотрудников подконтрольных организаций активно перемещали на соответствующие должности в других, дочерних структурах «Татнефти». Возможно, что часть сотрудников «ТатНИПИнефти» тоже отправили в Альметьевск по схожему сценарию, учитывая, что активных жалоб со стороны персонала института в социальных сетях не появлялось.

По неподтвержденным данным, в «Татнефти» намерены вывести из структуры компании все непрофильные активы, чтобы в случае покупки пакетов акций частным инвесторам досталась только сама добыча нефти. Переработка и обслуживание же при этом останутся в руках руководства татарстанской компании и республики. Учитывая важность структур «Татнефти» для всего региона, а также размер чистой прибыли компании в 2018 году (по МФСО) в 211,8 млрд рублей, реструктуризация в любом случае продолжится по сценарию, выгодному компании.

Kazanfirst.ru