Изношенность: три за один


Всё началось с погоды. Именно эта дама принесла немало хлопот зимой 2015-2016. Завалив нас снегом в январе в три раза выше нормы, побаловав несвойственным теплом в декабре и феврале, ушла восвояси. Про неё уже многие забыли, однако следы, как рубцы, остались на дорожном полотне.

Сказать, что дорога на улице Ленина, как стиральная доска, – значит, прослыть скучным человеком. Ругает её, треклятую, каждый. Те, кто поактивнее, пишут письма, жалобы, фотографируют и выкладывают в «Народный контроль». Да и мы, работники «Бугульминской газеты», не удержались, сделали свои снимки с заявкой на оригинальность. Фото – это лишь иллюстрация проблемы, вершина айсберга. А вот докопаться до сути, откуда она вышла, стремится не каждый. Поэтому сегодня перед нами – актуальное интервью на тему, которая буквально лежит под ногами, вернее, колёсами автомобилистов. Градоначальник Линар Закиров и руководитель исполкома города Михаил Конков ответили на дорожные вопросы.

– Линар Рустамович, пришла весна и, наконец, дала отмашку работам по реконструкции дорожного полотна?

– Да. Погода установилась, и в городе начался ямочный ремонт.

– У меня, как у автовладельца, есть свой антирейтинг городских дорог, по которым стараюсь не ездить. Планирую объезды. Это буквально пять — шесть улиц от привычного маршрута.  У Вас каков список плохих дорог?

— Мой список гораздо шире. Безусловно, я как мэр Бугульмы сам отмечаю, что состояние дорожной сети на данный момент оставляет желать лучшего. Проблема – фундаментальная и характерна не только для нашего края. Мне говорят, пишут, что есть другие города с идеальным асфальтовым покрытием по всей дорожной сети. Трудно поверить. Достаточно съездить в соседнюю Самарскую или Оренбургскую области. Там тоже высокий процент плохих дорог.

Проблема у нас формировалась не один день. Она, как снежный ком, нарастала из года в год. Средства, которые выделялись на ремонт дорожного полотна, малы. Невозможно за один сезон провести на них ремонт всего, что нужно. Давайте обратимся к статистике. В 2010 году выделено на обновление асфальта 37 млн., в 2011 – 47 млн., в 2012 – 54 млн., в 2013 – 44 млн. рублей. Цифры, которые фигурируют в отчётах, начиная с 2014 года, я помню наизусть, потому что занимался этим уже сам. За тот год мы провели работы на сумму более 250 млн. рублей. В нормативное состояние были приведены 282 000 м² дорог. Если возьмём 2015 год, то затрачено почти 200 млн. рублей. Это 200 000 м² дорожного полотна. Достаточно вспомнить, в каком состоянии у нас были улицы Нефтяников, Сельхозтехника, Юбилейная. Сегодня мы про них забыли минимум на пять лет.

2016 год в экономическом плане достаточно жёсткий. Но всё же, 100 млн. рублей будут потрачены на ремонт дорог.

– Как сильно изменились цены, и что можно будет сделать на эти средства?

– Цены изменились не сильно. Но эта сумма всё равно небольшая. Только ремонт улицы Ленина, участок от Джалиля до 14-ти Павших обойдётся в 11,7 млн. рублей. Учитывая степень изношенности одной из центральных улиц города, в этом году будем здесь полностью менять 11 600 м² дорожного полотна. Мы недавно позволили себе помечтать о том, какова цена вопроса идеальных улиц в городе. Получилось, чтобы привести все дороги в нормативное состояние, без учёта дворовых территорий, необходимо 1 680 000 000 рублей. Это колоссальные финансовые средства, которых у нас нет. Дороги наши делает «Татнефтедор» – организация, которая выиграла республиканский тендер. Со своей стороны, мы  следим за сроками и качеством исполнения. Внимательно относимся к гарантийным обязательствам. Каждый год проводим комиссионное обследование с учётом гарантийных обязательств по устранению дефектов.

– К каким дорогам пришлось вернуться подрядчикам в этом году?

– Они уже вернулись и выполнили аварийный ямочный ремонт на улице Герцена. Здесь были ямы, которые подвергают опасности движение, – рассказывает Михаил Конков. – В апреле мы провели плановый комиссионный объезд дорог, которые были отремонтированы в предыдущие два года. Были также обнаружены дефекты, которые «Татнефтедор» до конца мая должен устранить. Аварийную ямочность на Герцена они ликвидировали с учётом разделки, это когда выпиливают фрезой и укладывают новый асфальт. Остальные недочёты будут устранены с применением напорно-гидравлического пресса, когда трещина в асфальте очищается от грязи и пыли сжатым воздухом и далее склеиваются берега трещины путём поверхностного разогрева полосы с частичным нанесением битума. Этим методом ликвидируют недостатки на улицах Герцена, 14-ти Павших, Гафиатуллина, Нефтяников, Джалиля, Хмельницкого.

– Почему на новых дорогах «вылезают» недостатки, как «чёртики из табакерки», если Вы нас убеждаете, что организация, которая укладывает новый асфальт, работает хорошо?

– Самое губительное даже для самых идеальных дорог – температурные скачки, когда лежит снег, затем он тает, вода затекает в микротрещины, а потом ударяют морозы. Согласно закону физики вода расширяется при замораживании, и трещина становится шире с каждым разом. Согласно официальной статистике Министерства транспорта и дорожного хозяйства в этом году с учётом погодных условий  переход через ноль был 67 (!) раз  в этот сезон. В 2015 году – 24, в 2014-м подобных переходов было 23. Получается, что наши улицы зимой пережили фактически три сезона. Причём без промежуточного ремонта. Если мы в течение лета их ремонтируем, проводим санацию, ямочный ремонт, то среди зимы такого, разумеется, не было. Это нужно понимать.

– Как обстоят дела с улицей Казанской? Сейчас самое время выезжать по ней из города в сады, аэропорт, на природу.

– Нередко слышим обвинения, что мы начали делать Казанскую и бросили на половине дороги. В данный момент она отремонтирована от улицы Герцена до Кирова. Оставшаяся часть будет исправлена в этом году. Предпринимаем все усилия для устранения ямочности. Такая же ситуация с 1-м Переулком. В районе СУ-2 его покрыли до Циолковского. А далее, до Нефтяников, будем ремонтировать в ближайшее лето. Улица находится в ненадлежащем состоянии, и ямочный ремонт здесь – нецелесообразен.

– Каждый выделенный рубль на ремонт дорог уже находится в своей корзинке? 

– Да. Все деньги уже распределены по конкретным улицам, – поясняет Линар Закиров. – 100 млн. распределяются на несколько видов работ. Для ямочного ремонта у нас всего семь млн. рублей. Безусловно, этого мало. На асфальтовое покрытие по основным улицам – 50 млн. Этого тоже недостаточно. На щебёночно-песчаную смесь остаётся 30 млн. У нас есть районы, где нет вообще никаких улиц, и мы обязаны учитывать проблему людей, проживающих в сельских поселениях. Поэтому деньги пойдут туда. На дорожный фонд планируем потратить лишь 13 млн. Эти средства ничтожно малы. Я понимаю проблему автолюбителей, но других источников финансирования нет. Мы все «больные места», все плохие улицы знаем наперечёт. И, конечно, погодные условия вносят свои корректировки. Каждый год осенью формируем дорожную карту, обозначая острые места. А этой весной выехали и увидели, что где-то есть улицы, которые зиму пережили в более-менее нормальном состоянии, а рядом появились дороги, которые мы не планировали ремонтировать. Поэтому приходится перекраивать программу.

Юлия ИСМАГИЛОВА

Фото Анастасии БЕРДНИКОВОЙ

"Бугульминская газета"