В Бугульме прошла XXI муниципальная научно-практическая конференция учащихся «Открытие».
На суд независимых экспертов школьники представили результаты исследовательской и проектной деятельности в различных сферах науки, техники, искусства и социальной практики. Публичная защита и дискуссии проходили на русском, татарском или английском языках.
НПК ежегодно организуется с целью поддержки одарённых детей. Темы ребята выбрали актуальные и очень интересные, к примеру: оптимальные методы утепления жилых домов, ремонт квартиры в содружестве с математикой, национальный состав нашего края, прозвища британских и русских писателей.
Заглянем в кабинет, где работает секция «Химия и экология». У интерактивной доски – Наиль Миннахметов (11 класс, школа № 4). Тема его доклада – «Влияние фосфатов на скорость прорастания и всхожесть семян озимой пшеницы». Для опытов он использовал растворы стиральных порошков. После проведённых экспериментов пришёл к выводу, что фосфаты отрицательно влияют на почву и рост зерновых. Оценка экспертов: «Грамотно, достоверно!». Алёну Субанову и Эльмиру Мамедову (5 класс, Сокольская сельская школа) волнует шумовое загрязнение окружающей среды и его отрицательное воздействие на организм человека. Юные экологи изучили санитарно-гигиенические нормы, провели опросы, измерения. Для решения проблемы они предлагают увеличить в городе площадь зелёных насаждений, усилить информационную работу с населением, усовершенствовать или создать новые двигатели машин и оборудование на предприятиях.
Секция «Здоровье». Данила Катермин (9 класс, кадетская школа-интернат) только что защитил исследовательскую работу «Стрессоустойчивость подростков». По его мнению, это важно для будущего военного.
– В эксперименте участвовало 26 кадетов. Мы использовали методику «дерево с человечками», которые карабкаются, взбираются на его верхушку или просто сидят на ветках. Также провели тест на стрессоустойчивость и тест Павлова на доминирование полушарий человека. Пришли к выводу, что многое зависит от уровня самооценки и уверенности в себе, поддержки близких и типа мышления подростка, логического или образного, – пояснил кадет.
Секция «Физика». Юлия Зазуля и Регина Фахреева (10 класс, Карабашская школа № 2) рассказали об интерференции света. Цель исследовательской работы – изучение физической природы мыльных пузырей. В дальнейшем девочки хотят в доступной форме рассказать о своих экспериментах учащимся младших классов.
Филипп Коржов и Георгий Красильников (10 класс, лицей № 2) сделали своими руками мини-катушку Тесла или по-другому трансформатор.
– Это устройство необходимо для беспроводной передачи электроэнергии, – говорит Георгий. – По готовой схеме мы пробовали подключать разные резисторы, реостаты и конденсаторы, чтобы оно работало. Кроме того, потребовались познания в электрике и верные расчёты.
По словам директора информационно-методического центра Татьяны Михайловой – заместителя председателя жюри, всего в экспертный совет поступило 160 заявок учащихся 5-11 классов. И если раньше они представляли только исследовательские работы, то в последние годы всё больше презентаций по техническому творчеству. При их оценке особое внимание обращают на актуальность темы, научный подход, практическую значимость исследования, культуру исполнения и технический уровень материалов, компетентность и умение вести дискуссию.
После защиты исследовательских и проектных работ в предметных секциях эксперты вынесли свои решения. В итоге лавры победителей достались 25 учащимся. Вторые и третьи места соответственно заняли 28 и 23 человека, лауреатами стали – 13. Все они награждены дипломами управления образования.
Пресс-служба муниципалитета