Двадцатилетний Илья Быков ехал в Казань, но почему-то оказался в Липецке
Илья и Роман Быковы не расставались с самого рождения: братья-близнецы выросли в Татарстане, в Бугульме.
— Я старший, родился на полчаса раньше, — рассказал Роман. — Мы с Илюхой всегда были не разлей вода. Учились в одном классе школы-гимназии, в ней наша мама преподавала математику. Брат с детства силен в точных науках, ему легко давалась учеба. Илья — единственный, кто в нашей школе сдал ЕГЭ с результатом 281 балл из 300 возможных. Он закончил учебу с золотой медалью.
Друзья называли Стивом Джобсом
После школы оба брата поехали учиться в столицу. Илья сначала поступил в Московский физико-технический институт (МФТИ), потом перевелся на первый курс в Высшую школу экономики. Друзья в шутку называли его Стивом Джобсом — юноша увлекался созданием компьютерных программ.
— Илья — просто технический гений! — говорит его друг Ильмир Билалов. — Он искал себя, раздумывал, где ему дальше применить свои способности.
Странное исчезновение
24 декабря 2012 года друзья ждали Илью Быкова в Казани.
— Он хотел приехать из Москвы в Татарстан, чтобы обратиться в местную клинику: зрение стало сильно садиться. Носил очки, — объясняет его друг Ильмир. — Илья собирался приехать утренним поездом Москва — Казань. Позвонил, что садится в вагон. А потом — все. Мобильный перестал отвечать. В Казань так и не приехал. Мы подняли тревогу. Стали искать. Но Илья как в воду канул!
— Когда стало ясно, что Илья пропал, родители не находили себе места, — продолжает брат Роман. — Мама на нервной почве не могла работать и ушла из школы. Я в интернете нашел волонтерскую службу по розыску людей. И волонтеры для поисков брата сделали больше, чем полиция. Именно через волонтерскую службу нам удалось взять распечатки звонков с мобильного брата. Взломали его электронную почту, страницы в соцсетях. Но никаких зацепок это не дало. Добровольцы обзванивали больницы, «Скорые», вокзалы, опрашивали сотрудников железнодорожных станций… Расклеивали листовки, в соцсетях рассылали фото Ильи. Увы — никаких следов.
— К экстрасенсам не обращались?
— Нет. Мы здравомыслящие люди… Сначала все энергично искали. Но пошел второй год, как брат числился пропавшим без вести. Кто-то стал писать в интернете: мол, вряд ли он жив. Но он мне снился, и я верил: найдем!
Придумали новую фамилию
Илья Быков очнулся на улице и не мог понять, что стряслось. Голова гудела. Где он? Кто он? Куда ему идти? Память — как чистый лист. Он не узнавал местность. Спросил, что это за город. Ответили: Липецк. Как Илья оказался в Липецке — загадка. Сам он не помнит. Первое время пришлось жить на вокзале.
|
— Представляете, открыть глаза, и как первый раз родился! — продолжает Роман Быков. — Брат пытался обращаться в полицию, мол, ничего не помню. Но там первым делом спрашивали паспорт, а его у Ильи не было. Перед исчезновением он менял паспорт, и в Казань поехал со справкой, которая пропала. Спустя месяцы ему все-таки дали временное удостоверение личности: наобум назвали Евгением, написали вымышленную фамилию. Сам он никак не мог себя назвать — ничего не помнил. Так и прожил под чужим именем два года.
— Было очень тяжело, — признается сам Илья. — Без близких, родственников, совсем один. Трудился разнорабочим, на жизнь едва хватало. Потом перебрался в Саратов, устроился продавцом в магазин «Оптика».
Илья не переставал искать свою семью — парню почему-то казалось, что она может быть именно в Саратове. В этом городе он снял квартиру. Постепенно приспособился — даже познакомился с девушкой, они начали встречаться.
Близких сначала не узнал
И тут в судьбу Ильи вмешался случай. Один из местных предпринимателей — Олег разговорился с ним, стал расспрашивать о жизни. Узнал, что молодой человек потерял память, и посоветовал искать информацию о себе на сайтах волонтерских организаций. А спустя несколько дней сам обнаружил фото потерявшего память знакомого в соцсетях. Позвонил на «горячую линию» розыска пропавших.
— Мужчина из Саратова сказал, что парень, которого мы ищем, рядом с ним. Только ничего не помнит и зовут его не Илья, а Евгений, — вспоминает Ирина, активист московской поисковой организации «Лиза Алерт». — Мы попросили прислать фото. На снимке был молодой человек, похожий на Илью Быкова. Мы срочно связались с его родными.
«Опустим эмоциональные подробности, как дрожали руки у всех, кто ждал подтверждений, как перезванивались, смотрели на фотографию, которую прислали из Саратова. Как плакала мама, два года ждавшая, что сын найдется», — написали активисты «Лиза Алерт» на своем сайте, рассказывая о счастливом финале поисков.
На днях Илья приехал из Саратова в родную Бугульму.
— Мама чуть с ума не сошла от радости! — говорит Роман. — Но брат признался, что совсем нас не помнит. И только потом узнал… Он вспомнил, что его избили. Говорит, почувствовал сильный удар по голове, и все — как отрубило. Видимо, после удара и произошла потеря памяти. Помнит отдельные моменты, как вспышки. Мы хотим отвезти Илью в Москву в Институт Склифосовского. Специалисты подскажут, как вернуть память. Пока же Илья проходит медкомиссию и будет получать паспорт. Кстати, он с юности здорово играет на гитаре. И вот удивительно: два года не брал инструмента в руки, а тут дома увидел гитару, взял и заиграл — видимо, пальцы помнят. Жаль, что эти два года оказались вычеркнутыми из его жизни. В вузе его отчислили, поскольку он пропал.
— У Ильи была школьная любовь, она сейчас в Казани учится. Эта девушка должна приехать к нему, может, он ее вспомнит, — говорит друг Ильмир Билалов.
— Вообще-то он из Саратова ждет свою девушку, — уточняет брат. — Ту, которая с ним последнее время встречалась. Тогда он был для нее Евгений.
В родной Бугульме, где прошло его детство, Илья сегодня осваивается заново. Отдыхает, встречается с друзьями и проходит психологическую реабилитацию. Отец парня (он работает в нефтяной компании) говорит, что не пожалеет никаких денег на лечение сына.
— Мама чуть не плачет от счастья, — говорит Роман. — Порой не верится, что это случилось с нашей семьей. Но чего только не бывает!
ВЕРСИЯ
Парня могли отравить
«Комсомолка» не раз рассказывала истории о том, как злоумышленники в поездах, электричках и на вокзалах подливали попутчикам в спиртное сильнодействующие препараты, чтобы ограбить их. В 2010 году мы сообщали о задержании грабителя Выговского, который отравил более 25 человек: 13 жертв после выпитого умерли, остальные потеряли память. Следствие установило, что преступник подсаживался к хорошо одетым мужчинам, предлагал выпить «за рождение ребенка» — достаточно было сделать полглотка коньячной смеси с сильным нейролептиком, чтобы оказаться на грани жизни и смерти. Выжившие после отравления ничего не помнили — наркотик вместе с алкоголем вызывал гипоксию головного мозга.
Несколько лет назад обозреватель «КП» Ульяна Скойбеда провела громкое расследование о том, как девицы с целью ограбления знакомились в электричках с парнями и угощали их водкой с клофелином. Для многих коктейль оказался смертельным, в лучшем случае пострадавшие теряли память.
Подобные криминальные истории, как видно из сводок полиции, происходят повсеместно. Возможно, Илью Быкова тоже напоили отравой, чтобы ограбить.
"Комсомольская правда"