Почему бугульминцы не платят за жилищно-коммунальные услуги


Сегодня на «Деловом понедельнике» с докладом о проблемных  вопросах в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в Бугульминском районе доложил руководитель Департамента ЖКХ Ринат Рифгатович Манасыпов. В частности, он отметил, что проблема неплатежей жителей за жилищно-коммунальные услуги в Бугульминском районе, является на сегодняшний день самой актуальной. Общая сумма просроченной задолженности на 1 июля 2016 года составляет более 231 млн.рублей. Проводимый мониторинг состояния всех лицевых счетов показывает, что порядка 70% бугульминцев – добросовестные и дисциплинированные плательщики. Примерно 20 % – это просто забывчивые бугульминцы, а также люди, которые по тем или иным обстоятельствам вносят плату нерегулярно. От 5 до 8% приходится на граждан, которые производят оплату только после проведения с ними значительной работы. И от 3 до 6 % составляют так называемые "безнадежные" должники (к ним относятся лица, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие спиртным, не имеющие постоянной работы). Для повышения процента сбора платежей Управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя самые различные методы. К ним относятся досудебные мероприятия: сотрудниками УК регулярно проводятся обходы квартир должников с вручением уведомлений (с начала года пройдено 7 248 квартир, собрано – свыше 28 млн.руб).  Кроме того, с каждым должником индивидуально работает комиссия муниципального образования, которая проходит в Департаменте ЖКХ.  Комиссия разбирается в причинах возникновения задолженности. Среди неплательщиков есть немало семей, которые входят в разряд неблагополучных. К каждому случаю подходят индивидуально. Есть неполные, многодетные семьи, а также люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию – те, кто не имеет возможности  оплачивать ЖКУ. С целью снижения платы за потребляемые коммунальные услуги по нормативам, некоторым жителям оказывается помощь в установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения. С целью оказания помощи должникам для получения субсидий с ними оформляются графики реструктуризации задолженности. УК предлагают должникам официальное трудоустройство. Должникам, имеющим задолженность свыше 10 тыс.рублей направляют квитанции красного цвета.  

Достаточно серьезной мерой, которая ускоряет сбор долгов за ЖКУ, является ограничение в предоставлении коммунальных услуг. Согласно действующему законодательству, должнику, не оплачивающему коммунальные услуги, может быть отключена одна из услуг, прежде всего – электроснабжение.  C начала 2016 года данная мера применялась в 305 квартирах.

С июля 2016 года принято решение возобновить еще один вид ограничения коммунальных услуг – это ограничение канализации путем внедрения заглушки в канализационный стояк без предоставления допуска в помещение. На сегодняшний день реестр должников, а именно 88 квартир с суммой долга от 30 до 150 тысяч рублей подготовлен и на днях собственники данных квартир получат первые уведомления.

Самой действенной мерой остается взыскание оплаты через судебные инстанции вплоть до выселения из занимаемой квартиры.

С начала этого года должникам предъявлено 1 349 претензий о необходимости погашения существующей задолженности на общую сумму свыше 125 млн. рублей. Но большая часть населения начинает оплату только после того, как дело попадает в суд. Так, житель дома №41 по ул. Гафиатуллина, в процессе судебного заседания оплатил единовременно 220 тыс. рублей. Всего за 2016 год было  направлено  397 исковых заявлений на сумму 38 млн. рублей. Судом рассмотрено 335 заявлений на сумму 34 млн. рублей, из них  по решению суда взыскано порядка 7 млн.рублей.       

Кроме того, согласно Жилищному кодексу в случае невнесения без уважительных причин платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением жилого помещения в черте того же населенного пункта, пригодного для постоянного проживания, размер которого соответствует норме проживания в общежитии.   Всего о выселении с начала года предупреждено 14 нанимателей. Это лица, имеющие в найме жилые помещения и не оплачивающие ЖКУ в течение 6 последних месяцев. В отношении всех 14 должников направлены исковые заявления в суд. Как правило, судебная машина действует неотвратимо: если дело дошло до взыскания долгов через службу судебных приставов, то, скорее всего, уже никто не будет входить в положение должника. Поэтому лучше не дожидаться, когда придут описывать имущество и выселять из квартиры. В последнее время участились случаи, когда оплата от должника поступает уже после вынесения постановлений об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа судебными приставами-исполнителями с актом о невозможности взыскания.

Руководитель Департамента ЖКХ Ринат Манасыпов также подчеркнул, что уже третий месяц в Бугульме проводится совместная акция Управляющих компаний, обслуживающих и ресурсоснабжающих организаций под названием: "Тогда мы идем к Вам".  Цель – постучаться в квартиры жителей, которые не производили оплату за ЖКУ последние два месяца, и долг которых пока не превысил критической суммы в 20 тысяч рублей. Горожанам вручается уведомление, проводится разъяснительная беседа, рассказываатся о негативных последствиях. За июнь текущего года  было пройдено 2369 квартир и вручено на руки 1352 уведомления. В результате рейдов 445 жителей оплатили свои долги на общую сумму 3,4 млн.рублей.

Еще одна существенная проблема в работе управляющих компаний на сегодняшний день является оплата собственниками помещений в многоквартирных домах коммунальных ресурсов, исходя из показаний общедомовых приборов учета. Конечно идея повсеместного "оприборивания" не встретила одобрения у большинства граждан. Причина этому и материальная составляющая вопроса (приборы достаточно дорогие) и так называемый  "ОДН" – разница между показаниями общедомового прибора и суммой показаний индивидуальных  квартирных приборов. Некоторые граждане считали и считают такое положение вещей несправедливым, полагая, что платить нужно только за тот ресурс, который посчитал его счетчик, без учета общедомовых показаний. Квартирные обходы квартир показывают, что причинами высокого начисления на ОДН являются:

— заниженные показания индивидуальных приборов учета;

— неисправность санитарно-технических приборов (утечка в смывных бачках), на которую не реагируют индивидуальные приборы учета;

 — неисправность индивидуальных приборов учета по ХВС и ГВС (счетный механизм не реагирует на разбор воды);

— использование жителями индивидуальных приборов учета с истекшим сроком поверки;

— несанкционированное вмешательство в работу индивидуальных приборов учета (струбцина, магнит), срыв пломбы;

— набор воды "капельным путем".

С сентября 2015 года при проведении квартирных обходов по городу было установлено 124 факта вмешательства в работу приборов учета, а говоря простым языком – фактов воровства. В основном это магниты, иголки и булавки, реже стали пользоваться струбцинами, так как от них остается след на стекле прибора. Больше всего возмущает тот факт, что жители, которые занимаются данным мошенничеством, пишут жалобы в мэрию Бугульмы, о том, что управляющие компании не работают по снижению ОДН.  Общая сумма штрафных санкций по всем выявленным нарушениям составила 835 тысяч рублей.

Пресс-служба муниципалитета